Амида молитва

Понятие Бог иногда связывается с почитанием трёх драгоценностей, хотя две главные школы буддизма слегка расходятся по вопросу их трактовки. Как пишет известный американский буддолог Ричард Хайес, позиция Будды, представленная в никаях, в большей степени анти-спекулятивна, нежели отчётливо атеистична, хотя Гаутама считал веру в Бога вредоносной. По словам Хайеса, в литературе никай вопрос о существовании Бога рассматривается преимущественно с точки зрения эпистемологии либо морали. Говоря о Девадаха сутте, сто первой сутте Мадджхима-никаи, Хайес отмечает: читатель может сделать заключение, что не Бог, а привязанность, поступки в прошлых жизнях, судьба, тип рождения или же усилия в настоящей жизни доставляют нам горе, в то время как систематической аргументации для опровержения существования Бога не приводится. Подобно другим богам, Брахма подвержен изменениям, старению и смерти наравне со всеми другими живыми существами, пребывающими в сансаре. Время от времени, монахи, настаёт пора, когда по истечению длительного периода этот мир свёртывается. Когда свёртывается мир, то существа по большей части переходят в мир сияния. Там они находятся долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе. Время от времени, монахи, настаёт пора, когда по истечению длительного периода этот мир развёртывается. Когда развёртывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы.

Подробней в видео:

И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе. Там у него, пребывающего долгое время в одиночестве, возникает тревога, неудовлетворённость, беспокойство: О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния! Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа. Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе так: Я — Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего!

О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния! Таково было стремление моего разума, и вот другие существа достигли здешнего состояния. И вот, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, бывает долговечнее, и красивее, и сильнее, те же существа, которые позже родились вновь, бывают недолговечнее, и некрасивее, и бессильнее. И может произойти так, монахи, что то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает здешнего земного состояния. Достигнув здешнего состояния, оно оставляет дом и странствует бездомным. Китайский монах Сюаньцзан изучал буддизм в Индии в 7 веке н. Согласно одному учению, имеется какое-то великое самосущее божество, обладающее субстанциальностью и вездесущностью, вечное, порождающее все феномены. Если нечто порождает нечто, то оно не вечно, а невечное — не вездесуще, а невездесущее — не реально.

Если божественная субстанция вездесуща и вечна, то она должна вмещать все силы и быть способной порождать все феномены везде, всегда и одновременно. Один из основателей буддийской логики Дхармакирти в своём труде Праманавартика карика вслед за Васубандху выдвигает целый ряд аргументов против существования Бога-Творца. Махаяна, в отличие от Тхеравады, при обсуждении сознания использует такие термины, как зародыш Так Приходящего. Махаяне Будда почитается как Бог, как сама Высшая Реальность, нисшедшая на землю в человеческом облике для блага человечества. Согласно Татхагатагарбха сутрам, Будда учил о бытии духовной сущности, именуемой татхагатагарбхой или природой Будды и присутствующей во всех существах и явлениях. Точнее, это абсолютное пространство пронизано безграничным знанием, состраданием, мощью и просветлённой энергией Будды.

Сверх того, это светозарное пространство вызывает к существованию феноменальный мир и представляет собой не что иное, как природу собственного ума, который по природе есть ясный свет. В некоторых школах Махаяны Будда на самом деле почитается как фактическое божество, обладающее сверхъестественными качествами и силами. Он характеризуется как всемогущий и всесильный Бог. Как отметил Сарвепалли Радхакришнан, религиозный инстинкт человека требует бога, и поэтому в практической религии буддистов был обожествлен сам Будда, несмотря на его же предупреждения. Алан Уоллес также указывает на то, что утверждение о нетеистичности всего буддизма в целом может быть упрощением. Уоллес усматривает сходства между некоторыми течениями Ваджраяны и понятиями божественного Абсолюта и сотворения. Долпопа цитирует буддийские писания описывая единую духовную сущность или ноумен как высшее Я всех существ и самость всегда пребывающая во всем и истинное Я всего сущего.

Другой учёный усматривает буддистский Абсолют в сознании. Описывая буддистскую школу Йогачара, доктор А. Чаттерджи отмечает: Абсолют представляет собой недвойственное сознание. Двойственность субъекта и объекта к нему не относится. Хотя это традиционная тибетская интерпретация взглядов Йогачары, она была отвергнута современными западными учёными, в число которых входят Кочумуттом, Анакер, Калупахана, Дунне, Ластхаус, Пауэрс, Вэйман. Будда также говорит о месте вне времени и вне пространства, где мгновенное восклицание длится миллион лет.

Оно внепространственно подобно радиоволнам, подобно электрическому пространству — замкнуто. Будда сказал, что существует зеркало, отражающее сознание. В этом электрическом пространстве миллион миль и остриё булавки, миллион лет и мгновение — совершенно одно и то же. Творческая энергия вселенной — не человек, а Будда. Тот, кто видит, и тот, кто слышит, это не глаз или ухо, но тот, кто есть это сознание. В начале позвольте мне заявить, что буддизм не атеистичен в том смысле, какой обычно придают этому термину. В нём, безусловно, есть Бог, высшая реальность и истина, благодаря которой и в которой существует этот мир. Многие христианские мистики говорили в стиле, похожем на стиль учения Дзэн.