Коленопреклонные молитвы

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение. Церкви: храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Подробней в видео:

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали! Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни Святой Пятидесятницы.

Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде. Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли? Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Если говорить о поклоне, что он означает? Мы на колени падаем, показывая наше падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. Таким уважающим отвечает священник Александр Лебедев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Вологде. Чем отличается земной поклон от поясного?

Поясните, пожалуйста, чем отличается земной поклон от поясного. С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать? Я этим и занимаюсь поскольку считаю себя христианином, а сообщение мое адресованно в основном тем, кто в данный исторический период имеет возмости подобного в храме и на литургии. Какой из вас христианин,если вы людей не любите? Вот, Владимир, я бы Вам ответил — вот, Вы этим и займитесь. Люди-то церковные друг-другу помогают, но люди-то все разные. Я вот потребителей и крикунов очень не люблю, хотя мои знакомые помогают всем. А я вот нет, только если вижу, что очень надо. А то есть такая порода людей — требуют милости как должного, прям нравственный гоп-стоп.

Большое спасибо за беседу с о. Сегодня во время их чтения в храме я именно жалела, что не могу читать эти молитвы вслед за священниками. Хотя храм небольшой,но народу было гораздо больше обычного,приходилось напряженно вслушиваться,многое ускользало. Мне кажется, достаточно знать общий смысл читаемых молитв, а стоять на коленях и читать — это как-то уводит от покаяния. У нас многие и головой приникают к полу, вот какое и смирение, и подвижничество. Но в православном богослужении только эти молитвы коленопреклонные. А в некоторых храмах женщины пристрастились весь евхаристический канон стоять на коленях. На коленях стоят в исламе, в буддизме, может, ещё где-то, а православные совершают земные поклоны и опять встают, молятся стоя. Берешь в руки — и следишь-читаешь ход Богослужения.