Молитва патриарху тихону

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане. Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам. Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать». Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Верим, непоколебимо верим: никаким ветрам, никаким бурям не потопить корабля Иисусова!

молитва патриарху тихону

Подробней в видео:

Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему». Наше богослужение прямо насыщено богословием — и богословием притом самым чистым и возвышенным». Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? В девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых — и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения». Вера — основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение — культурное, научное, политическое — будет уже подорвано и ненадежно».

Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа». Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни». Писание — лишь для того, кто причастен к церковной жизни. А вне Церкви и без Церкви нет и Священного Писания». Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и к потере самого Священного Писания».

Молитва патриарху тихону

Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью: порвется эта связь — непременно иссякнет и жизнь христианская». В православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжёлых и гнетущих совесть греховных недугов». Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге». На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет». Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить — выше этого нет и быть ничего не может! Без внимания оставлены те глубокие нравственные истины, которые в изобилии рассеяны в канонах повсюду, забыт тот общий дух Церкви, который дышит в соборных и отеческих правилах, тот православный церковный взгляд на жизнь, который в этих правилах проповедуется». Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов».

Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле — вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам Православной Церкви». Наше богослужение — это живая стихия древнецерковного святоотеческого возвышенного богословия». Для богослужебного пения нужно благочестивое сердце, которому ведомо покаяние, молитва и умиление. Остается музыкальная техника, разные piano да pianissimo». Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т. Видно, артистам богослужебное пение не по плечу. Для этого пения нужно иметь особые качества.

В операх да в концертах ведь поют про разные земные чувства и привязанности. Эти вещи артистам хорошо знакомы, и о них они могут петь с искренним чувством». Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, — таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы и папа же заведует спасением всех». За последнее время у нас чаще, нежели нужно, вспоминают Франциска Ассизского. Запад не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви». Протестантизм — христианство без Христа, Сына Божия, это религия Иисуса из Назарета». Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви».

Будучи по существу церковным анархизмом, чистый протестантизм, как и всякий анархизм, оказался совершенно неосуществим на деле и тем самым засвидетельствовал перед нами ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна». Протестантизм пришелся весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов». Как же гордый европеец примет учение о Церкви, когда для того, чтобы принять это учение, прежде всего следует отрешиться от себялюбия и своеволия, подчиниться Церкви и научиться любить людей, смиренно себя поставляя ниже других? В отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество». Если в готическом храме, например, в Кельнском соборе, проложить рельсы и пустить паровозы с вагонами, то, в сущности, не будет никакого оскорбления религиозного чувства. А попробуй то же сделать у нас в Троицком или Успенском соборе — да просто ужасно и представить такое кощунство! Готика — это схоластика в камне. Схоластика у западных еретиков заменила религиозную жизнь с ее разнообразными цветами чувства, с ее прекрасными порывами воли». У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье».

Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным! В западном богослужении нет богословия, мало вообще мысли. Запад отбросил прекрасное наследство древности и заменил его своим убожеством». Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви». Для излечения разъедающих русскую душу ран необходимо раскаяться в двухвековом грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной». Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России». Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком».

Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский». Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви». Отче, дров нет, денег тоже, помоги! Меня отцы благословили найти ради Христа воз дров. Пошла я на могилку к отцу Илариону и говорю: Отче, дров нет, денег тоже, помоги!

Наибольший отклик вызывают взгляды священномученика Илариона на вопрос о границах Церкви, его полемика с инославием, а также сотериологические воззрения. Илариона можно сверять свои мысли и ощущения и сегодня! Святой Отче Иларион, моли Бога о нас! Святый Отче Иларион, моли Бога о нас! Моли Бога об исцелении тел и душ наших! Помоги нам сподобиться святым своей жизнью! Моли Бога о спасении нашем в Царствие Небесное! Благодарим тебя, что ты нам помогаешь и не оставляешь нас на нашем жизненном пути по своему милосердию и любви ко ближнему, дарованной тебе от Господа, за твою любовь к Нему и за непреклонное стояние в правде и Истине.