Молитва слепого

В жизни священника очень много встреч. Одна из таких тревожных встреч у меня состоялась в начале года с помощником настоятеля по социальной работе Сергеем Чиковым. Он рассказал о том, как развивается проект, созданный Центральным благочинием города Ростова-на-Дону, в котором участвует молодежь наших приходов. Суть проекта такова: на регулярной основе молодые люди из приходов благочиния по графику собираются и привозят еду, а также все необходимое людям, оказавшимся без жилья и в трудной жизненной ситуации. Из его рассказа стало ясно, что проект еще жив, но постепенно затухает. Как это и бывает, вначале такие инициативы собирают много людей, но со временем энтузиазм их покидает, и остаются единицы.

молитва слепого

Подробней в видео:

Помимо кормления людей на вокзалах города, ребята приезжают к Братскому кладбищу, где перед главным входом проходят теплотрассы, в которых живут люди. Эта история вернула меня к прочитанной книге «В темноте», повествующей о том, как в оккупированном городе во время истребления евреев больше 20 человек, в том числе и дети, спасались в канализации. В конечном итоге выжившие выбрались, покинув подземелье, продолжая жить. Наши «герои», среди которых есть молодые люди и даже подростки, живут в люках без ожидания светлого будущего. Для них событием становятся визиты тающей по численности православной молодежи, которая привозит питание и может поговорить с ними как с людьми.

Размышлять священнику о том, почему в XXI веке люди живут в люках, на улицах и свалках, малоэффективно. Большой проблемой является то, что православная молодежь подменила главные ценности своего призвания второстепенными. Но именно деятельное участие в жизни никому не нужных людей формирует в человеке христианина. Давно прочитанная мной книга митрополита Антония Сурожского оставила глубокий след в памяти.

Молитва слепого

Эта маленькая и хрупкая женщина родом из Калькутты посвятила жизнь служению тем, от кого отказались все. Однажды на свалке она увидела умирающего африканца, который весь был в струпьях. Наверное, многие знают, что хорошим врачом может стать не тот, кто отлично знает только лишь теорию, но и практику. Но именно эти студенты, которые были готовы посвятить свое время такому бесценному опыту, становились великолепными врачами. Проблема, о которой я пытаюсь сказать, повсеместна. Не только церковная молодежь, но и зрелые прихожане сильно изменились. 90-е годы, с уверенностью можно сказать, что церковные люди были более деятельны и ответственны.

Но очень не хотелось бы, чтобы лишь единицы энтузиастов исполняли важную миссию христианина, к которой призывает Господь. Церковной молодежи, которая, возможно, прочитает это рассуждение, я хотел бы сказать следующее. В 1990-е годы я был делегирован на первый съезд Православной молодежи в Москве. Съезд проходил в актовом зале МГУ, который впоследствии стал домовым храмом университета. Было много сказано и выслушано, но одна речь мне запомнилась отчетливо и ярко. Ее произнес архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии ставший Патриархом Московским и всея Руси. А почему, собственно, съезд назван молодежным, в чем такая особая заслуга молодежи? Ведь это они в трудные для Церкви годы были хранительницами традиций и свидетельствовали о вере в Бога».

Иногда, по истечении времени, многие из них куда-то испаряются, но позже возвращаются вновь, обнажая весь кошмар содеянного или сказанного. Мое детство и молодость ничем особенно не отличались от жизни многих моих ровесников. Каждый новый день дарил мне новые эмоции, впечатления и интересные знакомства. В юности мы словно киты, пропускающие через себя тонны событий и ощущений, но позже приходит осознание того, что лишь небольшой процент всего происходящего с нами оказывается полезным и жизненно необходимым. Со временем в голове возникают робкие вопросы, вначале они ненавязчивы, и поэтому нет необходимости искать на них ответы. Но вдруг в жизни наступает момент, когда память начинает хаотично воспроизводить картины давно минувших лет. Сложно понять или объяснить, когда именно это происходит, но лично меня такие воспоминания настигли примерно в 40 лет. По долгу своего служения я нередко совершаю панихиды на кладбищах и встречаю там все больше и больше могил знакомых людей. В такие моменты особенно остро задумываешься о жизни и обо всем происходящем вокруг.

В один из вечеров, во время вечернего богослужения в храме, я вспомнил мальчика Гришу из школьного детства. Мне это воспоминание показалось странным, ведь за все прошедшие годы я ни разу не думал о нем. Гриша имел немало проблем со здоровьем и физических дефектов, которые были заметны окружающим, но, несмотря на это, он учился в обычной школе. Я вспомнил, как Гриша тянулся ко мне, как мы поехали в школьный лагерь, и я все с большим ужасом начинал всматриваться в картину, которую рисовала мне моя память: мы с Гришей шли по берегу реки, и среди нас двоих, естественно, лидером был я, но он на многое и не претендовал, ему просто был нужен тот, кто будет с ним. Знакома ли вам ситуация, когда вы, приласкав котенка или щенка забавы ради, потом не можете от него отвязаться? Что-то похожее произошло между мной и Гришей. Как только появлялись другие ребята из детского лагеря, я присоединялся к ним, но среди шумных игр и беззаботного веселья Грише места не было. Эти воспоминания заставили меня заново пережить все это, из головы не выходил Гриша: что с ним, живой он или нет? Я стал каждый день поминать его в молитвах.

Прошло немного времени, и мне случилось оказаться в городском парке. Я сидел на скамейке и ждал человека, с которым должен был встретиться. В сторону парка шли двое: очень пожилая женщина вела под руку слепого инвалида, и это был Гриша, а вела его мама, которую я также узнал. В первую минуту мне хотелось подойти к ним, что-то сказать, но я не подошел и не произнес ни слова. Я до сих пор не знаю, что можно было бы тогда сказать. Бог ответил на мой вопрос: что стало с тем мальчиком из школьного детства? Теперь я молюсь о здравии человека из моего детства и приношу покаяние. Наверное, многие задавали себе вопрос: почему в храмах молодых людей всегда намного меньше, чем взрослых? Возможно, так происходит из-за того, что с возрастом грех ощущается физически, и эта боль становится особенно сильной.

Если бы не было «ревнителей Православия», трудно представить, что бы тогда мы делали? Не в первый раз уже слышу о том, что некоторых смущает резное объемное распятие, которое размещено в нашем Старо-Покровском храме. Аргумент у них такой: «Это не является традиционным для наших храмов и напоминает западную версию». В связи с этим хочу поделиться случаем из моей пастырской практики, который останется в памяти навсегда. Это произошло в нулевых, в бытность моего служения в Георгиевском храме города Новочеркасска. Восстанавливая один из старых городских храмов 1889 года постройки, мы меняли практически все, что можно было поменять. Храм заново расписали и заказали распятие. В один из дней, будучи в церковном дворе, мы увидели направляющуюся в нашу сторону группу людей.

Взглянув издалека, мы подумали о том, что как-то странно идут они: сбились в кучу и передвигаются, натыкаясь на впереди идущих. Когда они приблизились к нам, стало понятно, что это слепые дети из городского интерната для слепых и слабовидящих. Это было очень трогательно и необычно, как оживший евангельский рассказ. Я начал им говорить об истории храма, а затем пригласил зайти внутрь. Когда они все нашли друг друга на ощупь и собрались вместе в центре храма, я сказал: «А теперь посмотрите на иконостас». Из затянувшейся паузы меня вывела воспитательница: «Батюшка, не переживайте, прочитайте просто молитву». С детьми мы начали просто общаться, они подошли ко мне и попросили разрешения прикоснуться к моему лицу. Через минуту они все прикасались к моим одеждам, рукам, лицу.

Я их отвел ко Кресту, и то, что я увидел, было больше, чем молитва. Множество детских рук трогали лик Спасителя, прикасались к Его ногам, рукам, нащупывали гвозди и шипы тернового венца. А лица были предельно напряжены и сосредоточены. Так я увидел очень необычное и предельно искреннее общение незрячих детей с Богом. Это была настоящая молитва, которая дорогого стоит. И увидеть, почему он это делает, почему боится и колеблется, глубоко в душе жаждет Бога, но не хочет иметь дела с нами, священниками? Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным. По-моему, жанр коротких поучительных историй очень эффективный.

Ведь «обычную» статью долго читаешь и, как правило, недолго обдумываешь. Здесь наоборот: прочитал быстро, но благодаря ярким примерам, запоминающимся цитатам и сильным выводам, начинаешь все это интенсивно осмысливать. Причем это же не какое-то пустое ток-шоу или, упаси Боже, пьяный спор. Это вопросы, которые прямо или косвенно касаются и меня лично. Бога надо бояться, не злых людских молитв и наговоров. Вся слава Господу Иисусу Христу, Отцу и Сыну и Святому Духу- Спасителю, Врачу душ и телес наших! Если помолитесь за нас, да благословит Вас Господь, да покроет Вас и семьи Ваши Своею благодатию. Один Бог знает, сколько я молилась, сколько прочитала акафистов иконам Богородицы, в.