Молитвы на пасху дома

Ty vperedi, ja — za toboj. Chto znaet vse tajnye mysli moi. Святая Голгофа, приделы и святыни, расположенные на первом этаже Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. Справа от входа находится придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери — точным списком чудотворного образа. Патриарха Никона, воспитанный при бедре Святителя, проведший десять лет в ссылке за преданность ему и завещавший похоронить себя близ гроба своего учителя. Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

молитвы на пасху дома

Подробней в видео:

Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и нимало повредися. Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого — с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон. Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени. Иконы в иконостасе — современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря. В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Молитвы на пасху дома

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, — кресты двух разбойников. В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком. В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном. Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку.

Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду. В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, в тумбах, помещались картуши с изображением истории предательства Иуды. На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства. Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд. В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени.

Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом. Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков — царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном. Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса — совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго. От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы. Сооружение земляной церкви в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник. В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена. Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда — житель Иерусалима.

Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру. В южной стене главного алтаря устроено седалища царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня. Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке палатка и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста. Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII — XVIII веков.

Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма. Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали семьей Суворовых — щедрых вкладчиков Воскресенской обители. Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь. Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом каменного путеводителя.

Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Северный придел именуется церковью Написания титла. По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски. Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение. Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия. Текст каменного путеводителя отмечает: Зде служат армяне.

Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви. Третий придел, как написано на фризе иконостаса, — Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему. В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом. Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где изображены, как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения. Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии.

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие. 16 декабря 1999 года церковь освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними — сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, — к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза.