Молитвы в петров пост

Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Хозяйкой стола в это время является каша. Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши — густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней — пресный хлеб. На Руси каша была одним из главнейших блюд.

молитвы в петров пост

Подробней в видео:

Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в России кашей являлась гречневая. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.

Молитвы в петров пост

Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим». В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. Заканчивается Масленица, допекаются последние блины, и православные христиане готовятся вступить в подвиг Великого поста. Многие ждут этого особого покаянного времени с радостью, но есть и те, кто ожидают его с опаской. Пост — это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, организовать себя на духовную жизнь.

Если бы не наступало время поста, мы бы так и крутились как белка в колесе в своих земных делах и редко вспоминали о каком-то покаянии. Хочется напомнить, что пост не был придуман какими-то ригористами или древними монахами. Пост есть явление изначальное — уже в Раю Бог заповедал воздержание от плодов древа познания добра и зла. Вспомните, как Господь сказал первозданному Адаму: от всякого древа ешь, а вот от этого древа нельзя, учись воздержанию. Ведь любовь к Богу выражается в том, что мы готовы ради Него отказаться от чего-либо. Если ты думаешь о вкусных блюдах и утешении плоти, то где же здесь любовь к Богу? Я помню, как в первое время моего воцерковления было трудно поститься, всё время в мыслях вертелась скоромная пища. Но прошло сколько-то лет, я уже учился в семинарии, и, как-то Великим постом зайдя в магазин, неожиданно для себя заметил, что абсолютно равнодушен к мясной продукции, что ее как бы и нет для меня на время поста. Вот очень важно организовать себя так, чтобы душой не управляли никакие животные позывы и стремления.

Обыкновенно когда человек отказывается от чего-то приятного для себя, внутри происходит целое возмущение, вскипают чувства, организм требует прежней услады, довольства и успокоения. Пост обнажает перед нами ту нашу немощь, о которой мы раньше, может быть, и не догадывались. И вся суть поста заключается в том, чтобы обрести власть над всеми нашими чувствами и потребностями. Пост — это особое время борьбы со страстями. А страсть — это то, что изъедает человека изнутри, будь то гордость, зависть, чревоугодие, негодование на кого-то. Страсть лишает внутреннего покоя, раздирает сердце, заставляет бурлить помыслы, помрачает ум, а волю сковывает стальными тисками. Страсть никогда не может сделать человека счастливым, и потому жалок тот, кто спешит удовлетворить каждое требование своего ненасытного зверя.

Пост — это борьба за нашу внутреннюю свободу, это попытка победить свои страсти. Для этого очень важна исповедь, более частое участие в Таинствах Церкви и жесткое противостояние каждому требованию своих страстей. Пост — особое время покаяния, а, как говорил святой Иоанн Лествичник, «покаяние есть произвольное лишение себя всякого телесного утешения». Но вместо телесного человеку дается духовное утешение. Свобода от страстей несет в душу радость. И если любой пост — это радость, то Великий пост — это великая радость. В Типиконе помещены расписанные по дням указания дозволенных в Великий пост кушаний, предполагающие исключение иной пищи. Своим буквальным содержанием действующий Типикон, основу которого составил устав Лавры преподобного Саввы Освященного, предназначен для монашествующих, пребывающих в обители, но и для мирян нет иного устава постничества. По своей греховности человек способен извратить любое доброе дело.

Важно еще, чтобы, воздерживаясь в пост от скоромной пищи, вина и супружеских отношений, мы не впадали в пагубный грех гнушения мясными яствами, вином и браком, ибо все это сотворено или установлено Богом и предназначено для поддержания жизни. Церковь Христова учит нас тому, что пост — не самоцель, но средство обретения истинного смирения и очищения души от страстных и греховных помыслов, освобождения ее от рабства греху, средство стяжания благодати Святого Духа. Покаяние, смирение и удаление от всего плохого — средство, а не цель. Короткие емкие слова, обладающие не только земным, но и сверхкосмическим измерением. Все они напрямую относятся к Великому Посту. Великий Пост — это период нашей жизни, когда тысячекратно возрастают, углубляются, обостряются все христианские качества человека. Когда люди духовно, молитвенно возносятся к Горнему Миру.

Какой его истинный смысл и какова цель? Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Зачастую Великий пост сужают до суетных забот о пригодной постной пище. На это тратятся немаловажные ресурсы времени и сил. Тем не менее, постная еда — всего лишь одно из «телесных» средств Великого поста. Конечно, подобное воздержание духовно очень полезно, но оно не самое необходимое. Почему мы постимся, а Ты не видишь?

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост,— известное поучение святителя Иоанна Златоуста, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Однако покаяние, смирение и удаление от всего плохого — опять средство, а не цель. Истинная задача Великого поста — еще выше. Она значимее всего остального в человеческом бытии. Место, пункт, откуда ведется наблюдение, где находится охрана. Место, в котором сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. Часовой или дежурная группа бойцов на военном объекте, а также самый этот объект. Образует прилагательные и существительные со значением наступления, следования после чего-нибудь, вслед за чем-нибудь.

Все указанные толкования слова «пост» объединяет в одну смысловую группу их общее значение: что-то главное для людей в конкретном месте пространства и времени, в последовательности действий. Что же самое сокровенное у нас — христиан? Вот без чего никак не состоится истинный Великий пост! Центр в Великом посте — наши усилия по охране христианской любви, стоянию в христианской истине, расторжению греховного ярма страстей и соблазнов, освобождению от оков неправды! Наивысшее, святейшее среди них — любовь. Да будет с нами спасающая благодатная любовь Господа Иисуса Христа! Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь сия не появляется сама по себе, она Божественного происхождения, поэтому обладает многими полезнейшими качествами. Она — деятельная, творческая, трудолюбивая, мудрая, смелая, крепкая, способная отстоять правду ото лжи, отвергающая несправедливость, направляющая свою силу на дела добра и противостоящая злу. В чистоте духа и веры получаем мы ее в Церкви от Бога Отца через Иисуса Христа в Духе Святом. Будем же проявлять эту любовь в Великий пост и в последующее время, и дарить ее людям. Такое коренное напутствие любви перед Великим постом дано всем нам через Евангелие — Благую весть!

молитвы в петров пост