Разрешительная молитва при погребении

Как помочь себе пережить горе: практические советы. Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших. Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. И городским жителям хватало место для упокоения. А когда началось это разрушение традиций? Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле.

Подробней в видео:

А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено? Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море.

То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано? Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении? Он сотворил из ничего весь мир.

Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим.

Он видит наши проблемы, метания, желания. Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами? Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это. Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом.

Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты. А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам.

И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Как им в таком случае лучше поступить? В случае если сам усопший хотел кремации, и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его.

Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение. Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. И для нас, кроме как дикость, слова не подобрать. А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано? Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали.